ИДЕАЛьная любовь Фредерика Бегбедера

теґи: Бегбедер, Достоевский, Россия, Ходорковский, проза
Назва твору: ИДЕАЛь
Автор: Фредерик Бегбедер
Видавець: Иностранка (Москва)
Рік: 2008

Роман Фредерика Бегбедера «Идеаль» (издательство «Иностранка», Москва, 2008 год) отличается кричащей фабулой. Автор, как обычно, перегружает повествование собой. Впрочем, финал романа хорош.

             «Идеаль» — увлекательный, поверхностный и немного наивный роман. И хотя это не является строгим определением жанра, прилагательные скажут о произведении больше, чем собственно определение — социально-любовный роман. С психологическими вкраплениями.

            Фредерик Бегбедер и герои его произведений известны скандальной репутацией и провокационным поведением. Сам автор неоднократно говорил в своих интервью, что в его героях немало от него самого. Октав Паранго — главный герой романа «Идеаль» — известен читателю еще по «99 франкам». В этом нашумевшем романе Бегбедер сравнивает влияние рекламы на человека, живущего в условиях демократизации ценностей, с мощнейшим оружием, победившим своего создателя в Третьей мировой войне.

            После головокружительной карьеры в транснациональной рекламной компании, попытки реализоваться на телевидении Октав выбирает для себя деятельность «скаута, охотника за талантами», и теперь его задача — найти новое лицо для линии косметики фирмы «L 'Idéal Monde». С этим сверхзаданием Октав едет в Россию — страну доступных (для олигархов) красавиц. Куда же еще? Кроме того, совсем недавно здесь была выловлена Наталья Водянова.

Бегбедер едет в Россию за самым дорогим наркотиком в истории человечества — женской любовью, а также в поисках ответа на назойливые вопросы по поводу смысла жизни, духа и т. д. Вот только он их там не находит.

            В одном интервью Фредерик признается, что во многом источником его рассказа о России являются «большие русские романы» 19-го столетия (! И это вдвойне странно, если учесть, что Бегбедер — частый гость в Москве). Нетрудно заметить, что путеводителями по русской душе для Бегбедера стали отчасти «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание», истолкованные на французский манер. Вряд сегодня взгляд на Россию сквозь призму Достоевского является объективным.

            По всей видимости, европейское понимание российской действительности стало причиной возникновения некоторых до нелепости наивных сюжетных ходов (это даже забавно на фоне подчеркнутого цинизма автора). К примеру, трудно представить, чтобы в России переизбрали президента (режим с водкой «Путинка»!) на олигарха (!!) из-за взрыва в каком-то там храме. Впрочем, возможно, Фредерик, как водится, пошутил.

Автора с его проницательным и весьма избалованным взглядом естественным образом тянет к герою эпохи, некоему выдающемуся типажу с непомерными достижениями. Олигархам у Фредерика посвящено целое краткое кокаиновое отступление, кстати, достаточно поверхностное для человека, действительно знакомого с объектами исследования. Несколько абзацев посвящено Михаилу Ходорковскому.

            Роман увлекателен и громковорящ на тему современных черт общества. Пожалуй, интересен будет всем, кроме тех, кого раздражают тиражи современных популярных писателей, а также природа преходящей славы.

            В финале романа автор таки поднимается над собой. В Бегбедере побеждает писатель — в результате этого он исчезает из нашего внимания, а оставляет только такую постмодернистскую картинку: страх перед старостью склоняет отцов обладать собственными детьми.