категорії: новина

Роберт СТУРУА со спектаклем «Бидерман и поджигатели» в Киеве. Журнал Стена рекомендует

теґи: Роберт СТУРУА, Тбилиский театр, Шота Руставелли, бидерман и поджигатели, гастроли, журнал «Стена»

27-28 октября (19:00) на сцене театра им. И. Франко гастроли Тбилисского Государственного театра им. Шота Руставели (Грузия)под руководством Роберта СТУРУА со спектаклем «Бидерман и поджигатели» по Максу Фришу

ФОНД ВАСИЛЯ ДАНЫЛИВА «СВІТЛО МРІЙ», Продюсерская компания ArtHouse

при поддержке Министерства культуры и искусств Украины, Посольства Грузии в Украине представляют  гастролиТбилисского Государственного театра им. Шота Руставели (Грузия)под руководствомРоберта СТУРУА со спектаклем «Бидерман и поджигатели» по Максу Фришу 27-28 октября (19:00) на сцене театра им. И. Франко

        Комедия Макса Фриша «Бидерман и Поджигатели» была написана после 2-й мировой войны. Автор пытается разобраться, почему в стране с такими большими культурными традициями, как Германия, зародился фашизм. Пьеса с большим успехом была поставлена почти во всех ведущих театрах мира. «Назидательную пьесу без морали» – именно так определил жанр  швейцарский драматург Макс Фриш Роберт СТУРУА поставил как трагикомедию с элементами шоу.  

        Герои этого экстраординарного шоу (не изменяющего традициям театра Руставели) появляются на сцене подобно звездам Бродвея. В клоунском обличье, в парике и гриме предстает Готлиб Бидерман – ироничный, пластичный и неподражаемый Заза Папуашвили. Похожа на эстрадную диву жена Бидермана Бабетта – эффектная, изнеженная, с изломанной пластикой дама (в этой роли красавица Нино Касрадзе). Один из поджигателей Шмиц (Бесо Зангури, сыгравший президента в скандально известном спектакле Р.Стуруа «Солдат, любовь, охранник и президент») виртуозно представляет циркового артиста в смокинге и цилиндре, в тоже время его вернувшийся из мест заключения товарищ по имени Марио Айзенринг (Давид Дарчиа) – экзотичного мусульманина в восточном костюме. Даже служанка Анна, этакая серая мышка (любимая «Джульетта» Стуруа – актриса Ия Сухиташвили), по собственному признанию, не пользующаяся успехом у мужчин, проявляет себя весьма ярко и театрально – например, лихо седлает велосипед, чтобы отправиться на нем в путешествие по сцене.

        Вся эта экстравагантная компания (сценография Георгия Алекси-Месхишвили) вместе с хором пожарных (в спектакле – очаровательных пожарниц!) еще и поет (или говорит речитативом) – благо музыку для этого легкого, хоть и затрагивающего серьезную, глубокую тему спектакля написал Гия КАНЧЕЛИ.

        В спектакле Роберта Стуруа в отличие от пьесы Макса Фриша действие завершается пожаром... Сначала сверху с неумолимой, фатальной неизбежностью опускаются канистры с бензином, все освещается зловещим красным светом. Потом пламя охватывает весь дом, и создается впечатление вселенской катастрофы. Это метафора гибели мира, человеческой цивилизации вообще. То, что может случиться в любой момент, если вовремя не остановить поджигателей – поджигателей в широком смысле данного слова. Но, тем не менее, в том то и дело, что в насквозь прогнившем обществе нет людей, способных это сделать. Они утратили веру, «большинство людей верит не в Бога, а в пожарную команду».

        Отчетливо звучит тема апокалипсиса (как и в иных спектаклях Стуруа последнего времени), с которой связана другая тема – преступления и наказания. От спектакля к спектаклю Стуруа все более жесток в оценках, все больше саркастичен. У него все меньше иллюзий, связанных с человеком и человечеством. В финале, после сцены пожара, Бидерман и Бабетта не понимают, куда попали. «Мы в раю?» – растерянно вопрошает Бабетта… «Нет!» – отвечает Бидерман. «В аду?» – «Да!» – подтверждает он. «Но почему?» – поражается Бабетта. «Потому!» – коротко отвечает Бидерман. Дальнейшее – молчание. В этом «потому» ответ абсолютно на все вопросы. Вообщем, в известной степени Стуруа не избежал назидательности, заявленной автором. Правда, у Фриша действие продолжается в аду. Решение Роберта Стуруа поставить точку раньше вполне оправданно: главное уже имело место – пожар сделал свое дело.

      Режиссер остается верным себе – используя подчеркнуто шутовской стиль игры, гротеск и клоунаду, он не боится биться об острые углы сегодняшних проблем общества и человека. Кто мы, какие мы – «здесь и сейчас»? Посмотрев этот зрелищный спектакль, заканчивающийся бравурным иронично-танцевальным ритмом на поклоне актеров, в какой-то момент ты вдруг съеживаешься и понимаешь, что все это адресовано и нам, зрителям, точно так же живущим в повседневности цирковой клоунады в роли марионеток. Чтобы спрятаться от реальности, мы все играем разные роли, живем под управлением обстоятельств, привычек, начальства, правительства. Человек готов на все ради собственного благополучия. Точь-в-точь, как герой пьесы в откровенно клоунском костюме с соответствующей жестикуляцией и мимикой в блестящем исполнении Зазы Папуашвили. Эта пьеса Фриша обычно воспринимается как сатира на трусливого обывателя, легко идущего на уступки. Бидерман пускает пожить в свой дом поджигателей, под их давлением начинает угождать, а под угрозой и раболепствовать. Стуруа показывает, как безобидный конформизм превращает человека из послушного винтика в действующий винтик. Если у драматурга герой дает поджигателям спички, то у режиссера герой сам становится поджигателем.

 

Продолжительность: 3 часа, 15 мин. с антрактом

Премьера состоялась в октябре 2009        

Заказ билетов по тел.: 287-87-87  

Цена билетов: от 150 до 1000 грн.